«У наших конкурентов есть и нам тоже надо!» Такую фразу можно услышать даже от опытных бизнесменов и маркетологов, после вопроса: «А какова цель создания приложения?».
Представьте жизнь приложения при отсутствии у него цели: про него забывают, перестают развивать, поддерживать. Плюс ко всему, бесцельный проект непонятен не только разработчикам, но и пользователю. Приложение (веб- или мобильное) — это инструмент для бизнеса, который должен приносить пользу, и его нужно уметь правильно использовать, т.е. четко понимать для достижения какой цели вы его заказываете.
Цель — это будущий желаемый результат
Перед тем, как приступить к построению архитектуры приложения и разработке, необходимо провести работу по целеполаганию. Например, по таким методам:
Метод № 1 — SMART
Суть метода в том, чтобы цель приложения была четко сформулирована, измерима, достижима, реалистична и ограничена по времени. Этот метод отлично подходит для небольших проектов.
Для начала ответьте на вопросы:
- Чего вы хотите достичь с помощью приложения?
- Когда вы хотите этого достичь?
Запишите все ответы в блокнот или на стикеры и прикрепите на видном месте. Продолжите работу над формулировкой цели и вернитесь к ним, чтобы оценить в правильном ли направлении вы все это время работали.
Например, вы хотите стать лидером рынка в своем регионе. Как эта цель будет выглядеть по SMART:
Конкретный результат:
- Стать лидером в области разработки новых продуктов;
- Вытеснить с рынка своих конкурентов — стать № 1 в своем регионе.
Сказать: «стать лидером» — слишком абстрактно, размыто; необходимо уточнить в чем именно вы хотите лидировать. Тогда цель становится конкретной.
Затем вы указываете критерии, по которым будете оценивать результат:
- Увеличить количество продаж на 20%;
- Увеличить количество первичных обращений с 1000 до 3000.
То есть вместо «увеличить количество продаж», вы уточняете на сколько именно вы хотите их увеличить, и на эти показатели будете опираться при оценке результата.
На следующем этапе вы уже оцениваете свои ресурсы, чтобы цель была реалистичной.
Достижение цели должно трансформироваться в четкий график, по которому вы будете отслеживать промежуточный результат. Не забывайте возвращаться к стикерам и сопоставлять результат.
Метод № 2 — SMARTER
Этот метод подходит более сложным и глобальным проектам, у которых длительный срок разработки. Отличается от предыдущего метода только тем, что в него добавлено два новых критерия, согласно которым клиент по завершении каждого этапа в достижении цели дает обратную связь и при необходимости корректирует цель, которая стоит перед приложением.
Когда нужно корректировать цели? Например, при возникновении нового рынка.
Метод № 3 — Кавасаки
Этот метод идеален для стартапов
Гай Кавасаки — менеджер, ответственный за маркетинг компьютера Macintosh в 1984 году, предлагает такие характеристики для цели проекта:
- Измеряемость. Т.е. цель связана с началом срока отгрузки, выкладыванием программы для пользователей на сайт или объемом продаж. Надо создать такую цель, которую можно измерить.
- Достижимость. Ничто так сильно не деморализует, как недостижимая цель. Если вы хотите 1 миллион продаж на своем сайте, смело делите на 10, и стремитесь продать хотя бы 100 000 единиц.
- Уместность. Если вы занимаетесь продажей программного обеспечения, то ваша цель должна быть связана с количеством загрузок. Т.е. войти с ТОП-100 сайтов региона с точки зрения трафика менее уместно, чем достичь 10 000 загрузок в месяц.
- Устойчивость к провалам. Даже если ваша цель измерима, достижима и уместна, она все равно может быть провальной. Предположим ваша цель заключается в получении 10 000 зарегистрированных пользователей за 1 месяц. Все идет хорошо, пользователи зарегистрировались, но больше не вернулись на сайт. Это провал. Надо продумать варианты и учесть факторы, которые помогут проекту выжить в будущем.
Метод № 4 — Вересова
Н.Н. Вересов — доктор психологических наук, профессор Московского психолого-социального института, в своих статьях рассказывает о следующих принципах целеполагания:
- Принцип конкретности. Цель сформулирована конкретно.
- Принцип осмысленности. Цель осознанная и сформирована на основе собственных возможностей. Вы должны продумать хватает ли ресурсов компании для работы с приложением, кто будет им заниматься после выпуска.
- Принцип временных границ. У цели есть временные рамки.
- Принцип системности. Цели должны напоминать систему, которая организована по времени, приоритетам и направлению. Т.е. в течение двух месяцев запустить приложение с ограниченным функционалом, чтобы сотрудники начали им пользоваться, а в течение года дорабатывать по необходимости дополнительные функции.
Вывод:
Постановка цели — самый сложный и важный этап в работе над будущим приложением. По его завершении остается выделить целевую аудиторию и выбрать стратегию.
Если цель — это место, куда вы хотите попасть, то стратегия — это выбор дороги, по которой вы туда поедете
С правильно сформулированной целью приложения разработчики смогут предложить вам наиболее подходящие решения. В следующей статье рассмотрим ошибки, которые могут возникнуть на ранних этапах проектирования интерфейсов.